Позитивный дебрифинг в постэкстремальной психологической работе


Позитивный дебрифинг в постэкстремальной психологической работе
В мировой и отечественной практике постэкстремальной работы популярна методика «дебрифинга стресса критического инцидента», предложенная американским психологом Дж. Митчеллом (см. Дебрифинг стресса критических инцидентов). Хотя она и проводится с целью минимизации нежелательных психологических последствий и предупреждения развития посттравматических стрессовых расстройств, она может давать противоположный эффект, ибо построена на активизации негативных, тяжелых воспоминаний участников о пережитом.

Большего можно ожидать от иного: поиска положительного, позитивного в пережитом экстремальном событии. Известно, что основе всех технологий регуляции и саморегуляции психических состояний (см. Аутогенная тренировка сотрудников, Техника волевой саморегуляции сотрудника, Техники саморегуляции в деятельности сотрудников ПОО, Техника самоформирования состояния боевого транса) лежит внушение и самовнушение. Они строятся на использовании позитивных формул - «Я смел», «Я уверен в себе», «Я полон сил», «Я уверен в успехе» и пр., а не – «не надо бояться», «Я не переживаю», «Я не испытываю неуверенности», «Я не вспоминаю о пережитом» и пр. Опыт показывает, что сотрудники, испытавшими большие трудности и особенно «неудачники», плохо усматривают позитивные стороны пережитого экстремального события, не вспоминают о них а прикованы психологически к негативу. Поэтому психологическая помощь должна помочь объективно отнестись к происшедшему, в котором всегда есть не только минусы, но и плюсы.

Альтернативная методика психологической помощи в постэкстремальной работе, построенная на таком основании, - «Позитивный дебрифинг» («дебрифинг позитивного в экстремальном») Это форма групповой и индивидуальной работы. Основы ее проведения: участникам предлагается вспомнить хронологию событий и последовательность выполненных действий; дается задание найти позитивные, успешные стороны в каждом последовательно (следуя хронологии и последовательности основных действий) рассматриваемом эпизоде. Каждый говорит о себе, о своих действиях. Попытки говорить о недостатках, плохом, негативном тактично пресекаются («Сегодня у нас разговор не о них»). Каждый эпизод завершается, когда свои мнения высказали все; после рассмотрения всех эпизодов переходят к последовательным ответам на вопросы, ставящиеся руководителем. Полезно предварительно подготовить лист бумаги с вертикальными графами, пронумерованными по вопросам, в которые участники будут вписывать свои ответы. Вопросы могут быть такими: 1. Что удалось вам предвидеть в развитии событий, что из предвиденного оправдалось?. 2. Что удалась сделать успешно в полной или частичной мере?. 3. Благоприятствовали ли ваши действия действиям ваших товарищей, если - да, то в чем это выразилось?. 4. Какой ущерб или какие сложности, неприятности принесли ваши действия противнику? 5. Каких ошибок и опрометчивых действий удалось избежать? 6. От каких опасностей удалось уклониться? 7. Благодаря каким действиям и расчетам вам удалось обеспечить личную безопасность?. 8. Какие действия позволили избежать вам худшего, что могло случиться? 9. Что новое, полезное для себя вы узнали в результате участия в экстремальном событии? 10. Чему вас научил опыт действий в данной ситуации, что Вы будете делать лучше, если придется вновь встретиться с такой экстремальной ситуацией?

Организуется обсуждение мнений по каждому из вопросов. В заключение руководитель делает выводы об ошибочности односторонне негативной оценки участия в экстремальной ситуации, наличии фактов, позволяющих оценивать событие и как положительное, поучительное, как содержащее элементы поведения, свидетельствующие о достоинствах ума, воли, подготовленности и других качеств у преодолевших ситуацию. Вся эта работа проходит на фоне положительных эмоций, выполняется с удовольствием, оживлением, приносит удовлетворение и нередко способствует коренному перелому в прежде негативном психическом состоянии сотрудников.

(А.М. Столяренко)


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.